Ночь в музее

Этот текст написал руководитель театра «Райдо» из Киева Юрий Сушко. Он не писался как новость, это не проект Артдачи. Это то, что остается после фестиваля и живет с нами в промежутках. Это то, ради чего он и делается, этот фестиваль. Мы выходим в какое-то новое пространство, которому нет названия. Мы живем, считая деньги, ссоримся с родными и подрядчиками, заискиваем перед заказчиками, несемся куда-то ради чего-то, а потом вдруг — раз, и пишем текст. Дальше — прямая речь Сушко.

Во времена Советского Союза был такой добрый, светлый мультфильм с названием — «Просто так». Герои мультика принимая друг от друга эстафету делали один другому бескорыстные подарки. На удивленный вопрос — «Это мне? А за что?» отвечали радостным — «Просто так». Они открывали для себя волшебство дружбы, сердечности и бескорыстия. Странные такие герои того времени, к нашему времени неподходящие, и, казалось бы в «том времени» оставшиеся. Ан нет!

Пару месяцев назад был у нас в гостях наш друг, харьковский дизайнер Михаил Опалев. Во время горячего обсуждения многих глобальных проблем мирового искусства, он рассказал нам о фестивале, проходящем в Сковородиновке, в доме-музее Григория Сковороды.

18 мая, когда отмечается Всемирный день музеев, в Сковородиновке собираются ученые, художники, артисты, туристы и дизайнеры. А еще зрители, слушатели, отдыхающие, дети и взрослые… «Приезжайте» — предложили нам. Мы, люди немного ответственные, потому сразу поинтересовались — «Так что-то же привести нужно? Спектакль там, или еще что?» А Михаил Опалев в своей привычной, сдержанной манере ответил — «Ничего не нужно. Приезжайте просто так».

Вот он, пароль дружбы! Разве мы могли отказаться? Мы согласились. Решено. «Райдо» едет! Тем более, что сразу после нашего согласия нам сообщили — «И, кстати, побываете в Харьковских музеях. Ночь музеев, вход свободный. Музеи работают просто так». Ну, понятно. Чудо это когда все и сразу.

Хотя к чуду нужно еще как то добраться. Билетов в кассах нет. Зато маршрутки летают птицами небесными. Садитесь, люди добрые, и поедем. А что нам? Мы (все шесть человек) люди добрые, мы сели и поехали. Сиденья узкие, меж рядами мышь не проскочит, ноги не вытянуть, колени у подбородков. Но быстро… Могло бы быть…

Эх, дороги! Каждые полчаса знак «70 км». Потому что ямы. И еще ямы. И еще ямы.

В 6.30 утра, когда «бронетанковая» маршрутка, преодолев половину моей Родины, въехала в благословенный город Харьков, и покатила, мягко покачиваясь, на рессорах, я решил что «Это ж-ж-ж-ж не спроста. И что это не правильные дороги, и они делают неправильный путь». Упоительно разминая затекшие ноги, руки, шею, спину, трагически оплакивая горькую судьбу наших налогов (тех, кто их платит, конечно), я был искренне признателен за приглашение. А еще за то, что благословенный город Харьков есть, и дорога к нему рано или поздно заканчивается.

Вы не поверите! Дорога — это была единственная беда! Дальше началась совсем другая история.

Впервые оказавшись в Харькове, я поневоле сравнивал «столицы». Пожалуй, первым, и на протяжении всего пребывания, одним из самых ярких впечатлений — был воздух. Он чистый. Да, по сравнению с Киевом, машин в Харькове почти нет. Но воздух! Свежий, чистый, ароматный. Им не то что можно, им нужно дышать!

Не знаю, с помощью каких методов убеждения городские власти воздействуют на коммунальные службы, но в городе чисто. Может, мне повезло, но ни одной! куч!! мусора!!! я в Харьковских дворах не увидел. А вот ухоженных парков, аллей, скверов — это пожалуйста!

И еще Харьковчанам удалось сохранить исторический облик города. Где-то что-то, конечно, разрушено, но это отдельные фрагменты. В основном, Харьков остался собой, со своим уникальным обликом, а не как в Киеве, «жлобским общежитием имени «Матери городов русских». Мне было очень стыдно за любимый мной Киев.

Все свои впечатления (о городе, не о дороге) я выпалил Михаилу Опалеву прямо с порога. Миша в ответ сдержанно улыбнулся. И, поскольку времени до отъезда в Сковородиновку оставалось еще достаточно, он повел меня гулять по городу. Чтоб не утомлять читателя не стану повторять предыдущие три абзаца.

Как здорово встречаться с друзьями без всякого дела, просто так! В Сковородиновку вместе с нами поехал Владимир Какурин. Точнее, четверых забрал к себе в машину и повез. Володе вообще на месте не сидится. Сразу перед нашим приездом он вернулся из Самары с театрального фестиваля. Будь дорога к музею Г. Сковороды в 10 раз длиннее, наверное, и тогда ему хватило бы впечатлений для рассказа о Самарском фестивале.

Но вот мы подъехали к Сковородиновке. Поверьте, этот музей стоит того, чтобы там побывать. И дело не только в его экспонатах. Просто весь музей с его парком, озерами, экспозицией — особое место. Суета отлетает, и остается где-то там, в другом мире. Покой, пронизанный солнцем!

В этом самом солнечном покое нас ожидала первая часть художественной программы поездки. Обычно, театры показывают и проводят театральные мастер-классы. Но на этот раз «Райдо» стал участником мастер-класса, который для театра проводил дизайнер — Михаил. Впрочем, не только для театра. Вместе с нами работали и фотохудожники (Валерий Скибицкий) и художники репинки, да и В. Какурин не был сторонним наблюдателем. Особенность тренинга заключалась в слиянии своего «Я» и окружающего мира. Путь к себе через глубинное ощущение ветра, воздуха, почвы, растений и друг друга. Место проведения — дом-музей Г. Сковороды, для того самоуглубления был более чем подходящим. Все получается словно само собой. Просто так. Подумалось даже, а не заманить ли Опалева в актерский состав «Райдо»?

Ну как после этого не продлить удовольствие! Предложили и мы упражнение из нашего актерского тренинга. И Какурин подключился! И его упражнение мы выполнили. Нам бы еще месяц, мы там и спектакль бы поставили…

Понятное дело, проголодались. И какие же молодцы «музейщики». В честь своего профессионального праздника они организовали полевую кухню. Я так думаю, «Дабы всяк, пришедший в этот в музей, получил пищу не токмо духовную, но и телесную». Вкусна, ой вкусна каша. Хорошо!

И мы бы оставались в Сковородиновке еще долго, но время поджимало. Очень нам хотелось в театрах харьковских побывать…
Изначально планировалось, что после Сковородиновки мы все вместе пойдем в Харьковский государственный академический театр кукол им. В. Афанасьева. Но Володя Какурин несколько переиграл ситуацию. И пятеро из нас туда и направились, а я (в единственном экземпляре) смог побывать на спектакле, который сразу после своего появления стал в Харькове событием. Билетов на него не достать, и, думаю, Володе стоило немалых трудов организовать мне контрамарку. Спасибо!

Теперь о самом спектакле. В 2011 году возник в Харькове такой театр «Прекрасные цветы». Работает он в жанре пластического театра. И спектакль «ЖИР», который мне удалось посмотреть, — вторая работа коллектива. «ЖИР» — это цепочка перетекающих друг в друга, порой комичных, порой ироничных, порой остро-сатирических, но всегда злободневных миниатюр. И форма спектакля увлекла меня сразу и всерьез.

Представим себе, что человек существует одновременно и как живое существо, и как некий телевизионно-компьютерный объект. Что он, словно «Аватар», создан с помощью современных технологий 3D-графики, звука 5.1 и прочая, прочая, прочая. Потому он «экранно» движется, звуковая партитура его бытия — это «бум-бокс» (кстати, замечательно исполненный), но гамма переживаний у него человеческая. Такими я увидел персонажей спектакля. Нужно отдать должное мастерству исполнения. Сделано все четко, слажено, в едином ансамбле. Но… (Смотри также статью В.Какурина https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=513049575398751&id=100000811383952)

Уже через 15 минут, когда прием стал понят, а «фокус» разгадан, пришло ощущение «повтора картинки». Нет, зрительно все менялось, а вот по смыслу, по СОДЕРЖАНИЮ ничего не происходило. Мне словно показывали выпуск вчерашних новостей, напоминали последнюю серию сериала или ток-шоу. Делали это красиво, так чтобы мне понравилось. Я пытался разгадать — зачем мне показывают эту, внешне разную, но внутренне одну и ту же «отфотошопленную» картинку? Какая история, какая СУДЬБА за нею стоит. Честно пытался! И, честно, не смог. Не увидел, не прочел ни истории, ни судьбы. По смыслу (для меня) все оказалось таким же пустым как «оригинально» российское и «копировано» украинское телевидение. Стало жаль. Столько труда, таланта, выдумки в форме, а РАДИ ЧЕГО???!!! Ради того чтобы зрителю понравилось? Так театр «Прекрасные цветы» достоин гораздо большего. Его мастерства и таланта уже сейчас вполне должно хватить для яркой и ГЛУБОКОЙ работы! Когда есть и форма и содержание. Уверен, зал и тогда будет полон. Билетов и тогда будет не достать. Учитывая, что «ЖИР» всего лишь вторая работа театра, хочется верить, что это только вопрос времени. И вскоре можно будет на их спектаклях не только засмотреться, но и задуматься.

Спектакли, которые мы смотрели, заканчивались в разное время, и собраться затем всем вместе оказалось непросто. Используя лейтмотив публикации, нужно было бы сказать — «Не просто так». Прежде всего, для Миши. Во-первых, мы находились в разных точках пространства. Во-вторых, города мы не знаем, и за каждой группой нужно сходить лично. В-третьих, мы хотим побывать во всех работающих музеях!

Уважаемый Михаил Опалев! Ваша выдержка, самообладание и скорость перемещения в пространстве вызывает искреннее восхищение!

В конце концов, нас удалось собрать «воедино». И как «изголодавшиеся птенцы» мы набросились на «пищу художественных впечатлений». Коих была масса. И выделить из контекста уведенного что-то одно было сложно. Кроме, пожалуй, следующего впечатления. «Ночь в музее» (или «День музеев») был праздником всего города. Я ожидал увидеть среди публики, прежде всего, молодежь студенческого возраста с вкраплениями творческой интеллигенции. Но того, что День музейного работника превратится во всенародное гуляние — я не ожидал никак. Люди вышли семьями. Центр города был заполнен броуновским движением всех возрастов. В каждый музей очередь. В каждом музее своя изюминка, своя стилистика, своя подача праздника, своя концепция.

Потому и трудно говорить о чем-то одном. Едва подключился к одному проекту, понимаешь, что в другом месте начинается нечто интересненькое и это тоже стоит посмотреть! Интересно, как им это удается? Глядя со стороны, кажется, что все просто так.

Так он прошел — день первый нашего пребывания в Харькове. А день второй был посвящен общению. Уже не спеша, уже «на выдохе» мы говорили обо всем на свете. Вновь обсуждали многие глобальные проблемы мирового искусства.

Возвращаясь в Киев ночным экспрессом — в чистом уютном поезде — думал — «Нужно еще не раз приехать в Харьков. Не под какую-то дату, а просто так».

Именно поэтому публикацию правильнее было бы назвать «Ночь в музее I».

Михаил Опалев, Владимир Какурин, Харьковчане, надеюсь, вы меня понимаете!

Юрий Сушко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *