2-й фестиваль «Живи!»

2008

Владимир Какурин: «Идея фестиваля на Тарханкуте появилась когда я впервые попал в этот зал в замке, которому более 200 лет. Это бывшее имение генерала Попова. А зал там… Как в здании бывшего театра «Мадригал», что в Харькове на ул. Халтурина, 42. Был…»

Но про фестиваль лучше всего расскажет посторонний. Это корреспондент Ура-информ Харьков Денис Куклин, дадим ему слово:

К осени Крым наполняется культурой «по самые берега». Я побывал на II театральном фестивале «Живи!», отказавшись от «Джаз-Коктебеля». Приехав в Харьков, слышу от редактора: «Ты читал, на прошлой неделе в Ялту приезжал Малкович?». И выбор оказывается не всегда прост и прозрачен – как угадать, куда ехать?

На первый взгляд, интереснее было бы побывать на ялтинской пресс-конференции Спейси и Малковича. Неплохо было бы послушать Мину Агосси или Карла Фриерсона в Коктебеле. Но я, как бы это странно не звучало, нисколько не жалею, что побывал на Тарханкуте, где не было ни голливудских звезд, ни французских и немецких джазменов.

Как любит повторять известный в Харькове театральный деятель Сергей Бычко, тоже выбравший Тарханкут, главное в фестивале – это не призы и места, не грамоты и звания, а тусовка. И интересно, как можно тусоваться с Малковичем, отгороженном столом и микрофоном? Кто-нибудь из побывавших на фестивале в Коктебеле, угостил Мину Агосси коктейлем? А вот обсудить только что увиденный спектакль с его участником вечером на пляже, потягивая пиво из одной бутылки – это было возможно только на Тарханкуте.

Фестиваль «Живи!» длился пять дней – с понедельника, дня открытия, по пятницу, когда фестиваль был торжественно закрыт. И увидели организаторы фестиваля, что это хорошо и оставили шестой, субботний день, для отдыха. Участники от всей души желали, чтобы и количество дней фестиваля, и число театров, принимавших в нем участие, росло и ширилось. Не знаю, оправдано ли было бы нарушить такую библейскую гармонию дней, не утомит ли всех двухнедельный марафон? Хотя за четыре дня семь театров дали семь спектаклей, и чувствовалось, что зрители-участники могли бы вместить в себя еще впечатлений.

Второй «Живи!», родившийся в Харькове, проводился в Крыму, в поселке Оленевка – пансионате «Солнечная долина» первый раз – многое не получилось так, как хотелось организаторам, или как должно бы было получиться. Многие из приглашенных российских театров, планировавшие приехать, все-таки не приехали. По словам координатора фестиваля Владимира Какурина, за северной границей происходят странные процессы, театры попросту «не пускают» в Украину. Многие украинские театры не смогли вместить «Живи!» в уже расчерченный график сезона 2008-2009. Эти препятствия, конечно же, будут преодолены в следующем году, при создании «Живи!-2009», уверены организаторы.

В прошлом году, на харьковском «Живи!» инициатор фестиваля – Благотворительный фонд «Червона стричка» сделал борьбу со СПИДом лейтмотивом всех спектаклей. Получилось очень мрачно. В этом году подзаголовком всего действа стало «Лаборатория оптимизма». И на западный берег Крыма приехало неожиданно много детей.

Харьковский театр «Сорванцы» привез спектакль «Крылья» – коллаж из написанных по другому случаю песен и стихов. Но эта симфония поэзии и музыки, усиленная танцем, в исполнении 10-13-летних детей оказалась очень серьезным, целостным произведением. Дети, игравшие на следующий день на пляже в «мы вызываем Лену…», спросили у взрослых: «Почему вы делаете глупости? Почему вы любите глупости? Почему вы не хотите признать свои глупости?», и были вознаграждены заслуженной овацией. «Живи!» оказалось не просто борьбой против СПИДа, но борьбой «вообще», борьбой за жизнь.

Честно говоря, наблюдая этот «праздник, который пять дней с тобой» и изнутри, участвуя в жизни приехавших в Крым театров, дизайнеров, и снаружи, памятуя о том, что уже в Харькове об этом придется писать «отстраненное нечто», я не мог не удивляться количеству жизни в этих людях. «Каждого из приехавших сюда в самое темечко коснулся палец Господа Бога, и они могут творить. И они могут передать это остальным», ¬– сказал Гоша, он же Игорь Арнаутов – участник Абстрактно-квадратного театра им. Казимира Малевича. Эти дети, и юноши и девушки, приехавшие на фестиваль, заняты творчеством – актерским, режиссерским, трудом дизайнера или художника. И именно они наполняют свою жизнь до краев – так, что не остается места для наркотиков или водки, для издевательства над слабыми, для сексуальных извращений и в чем там еще обвиняют подрастающие поколение. «Живи!» – это не просто название фестиваля, это призыв друг к другу.

Другой театр – Лисичанская детская театральная студия «Арлекин» ¬– уже не дети, но подростки. В спектакле «На Сейчас надо смотреть из Потом» женский коллектив попробовал сыграть во взрослую жизнь. Пьеса рассказывает о двух девушках, принимающих в своей молодости судьбоносные решения. Только спустя много лет им выпадает шанс исправить свои ошибки. В итоге все заканчивается счастливо, в лучших традициях отечественной мелодрамы.

Херсонский театр «Студи-арт», созданный из студентов ХГУ, подошел к проблеме судьбоносного выбора по-другому: в пьесе Льва Корсунского «Клетка» действующие лица – звери зоосада, мирную жизнь которых нарушает новенький – Серый. Он рассказывает зверям в клетке о воле, о жизни вне прутьев, и разрушает привычную зоосадовским животным систему мироздания. Жить с осознанием того, что твоя жизнь не истинна, становится невозможно, и звери делают свой выбор.

Харьковские студенты юракадемии замахнулись на очень сложный жанр – моноспектакль. Сегодня, наверное, невозможно избежать сравнения любого моноспектакля с работами Гришковца. И любые попытки авторов «откреститься» от влияния «кемеровского чуда» поддаются сомнению. С тем же успехом можно было бы заявлять, что «на наш театр никоим образом не оказали влияния Станиславский и Чехов». Но, даже признав эту неизбежную «гришковцовскость», исповедальность, нельзя не признать, что харьковчане смогли создать интересную работу. «Монолог ангела или Е. Ж.» ¬– рассказ человека, жизнь которого однажды рухнула. Его воспоминания – сплошные аллегории и иносказания, это городская поэзия нашего века. И с самого начала понятно, что сознание и привычная нам система мышления исчезли у этого человека в тот самый момент катастрофы – когда Ежа оставила Кошка. Еж живет скорее в сумасшедшем доме, чем в больнице. Еж скорее молод, чем стар. Он скорее умер, чем остался жить. Выводы можно делать разные, и представлять себе материальную жизнь человека, называющего себя Ангел или Еж, по-разному, с различными концами и выводами. Но сам процесс копания в собственной изорванной душе и собственных распавшихся воспоминаниях завораживает. Спектакль длится 2,5 часа. Мне кажется, это очень и очень долго. И еще мне кажется (готов поспорить), что пьеса хороша, но сыра и требует отсечения лишнего. Но ребята чертовски талантливы.

На самом деле, несмотря на такие серьезные и трагичные спектакли, атмосфера в пансионате «Солнечная долина», где проходил фестиваль, была удивительно светлой. Каждый «сорванец» не упустит случая сказать «здравствуйте». В отсутствие привычных в мегаполисе киосков, каждый рад поделиться с незнакомым человеком толикой печенья или кипятка, а заодно и познакомиться. Не было на фестивале и понятий «звезда», «VIP», «места для своих», «контрамарки».

Особенно интересно было наблюдать капустник Абстрактно-квадратного театра им. Казимира Малевича, показанный во второй день фестиваля Игорем Мирошниченко и Игорем Арнаутовым. На фоне готовых жадно впитывать жизнь юных театралов, программа двух зрелых Игорей показалась очень легкой, лаконичной, отшлифованной – сказался опыт. За сценой же «две стороны квадрата» оказались такими же, как и «сорванцы» – приветливыми, открытыми, но все же более богатыми на актерские байки.

И, наконец, еще один коллектив заслуживает особого упоминания. Харьковский Театр детей «Тимур» привез в «Солнечную долину» свое «Зеленое знамя надежды». Пьеса, по словам режиссера Василия Сидина, была написана московским драматургом Еленой Калмыковой специально для «тимуровцев» – уж очень запала в душу Сидину история жизни польского педагога Януша Корчака. Биография, и в самом деле, познавательная.

История Корчака сама по себе героична и вызывает трепетное восхищение этим человеком. Она же, поставленная детьми, которые играют на сцене скорее не благодаря, а вопреки, усиленная музыкой Джона Уильямса из фильма «Список Шиндлера» – это все очень и очень бьет по мозгам. Нет в этом спектакле ни выстрелов, ни крови, ни клубов дыма из печи в лагере смерти – есть только схематичные декорации и дети на сцене. Координатор фестиваля Владимир Какурин назвал «Зеленое знамя надежды» лучшим спектаклем прошедшего сезона в Украине. Из того, что я видел в прошлом году – да, это самый лучший и более того – самый нужный спектакль в Украине.

Кроме театралов, на берегу Караджинской бухты неделю провели в работе дизайнеры – они создавали плакаты-афиши к увиденным спектаклям. Их покажут в Харькове как выставку в Муниципальной галерее. Был установлен и камень на месте создания будущего памятника основателям украинского Крыма. Фотографы украсили зрительный зал в главном корпусе пансионата – бывшей усадьбе графа Попова – фотографиями Тарханкутской «подковы»: побережье Атлеша, Чаша Любви, Чуча, Джангульский разлом, Очеретай. Экскурсии в эти места для участников фестиваля стали замечательным способом релаксации – очень немногим удается вырваться осенью из пасмурных Харькова или Лисичанска к ласковому Черному морю. Не был анонсирован в пресс-релизах и режиссер «Дневника» фестиваля Евгений Бойцов, создавший в полевых условиях еще один, не включенный в афишу спектакль – замечательный фильм-памятка о пребывании на Тарханкуте для всех участников.

Вопрос о целесообразности проведения 3-го «Живи!» для меня однозначен. Он необходим потому, что есть театры, дизайнеры, скульпторы, фотографы, которые хотят приехать на него. Потому что есть люди, которые хотят жить, а не проживать, хотят выплескивать все, что они думают и чувствуют. Ну, а пансионату «Солнечная долина» и Оленевке «Живи-2009» нужен тем более – такие фестивали становятся лучшей рекламой – туристическая привлекательность фестивальных мест очевидна. И не нужно приводить в пример «Казантип» – это совсем другой уровень общения и культуры. Вот туда бы я точно не поехал, даже в командировку.
Даже не знаю, может, в следующем году Малковичу и Мине Агосси стоило бы поехать на фестиваль «Живи!»?


К проектам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *