Театральный (раз)съезд

Фестиваль возрождается после 4-х лет анабиоза. Почему. Зачем мы это делаем. Чем он будет отличаться от остальных? Нужно ли? Эти и другие вопросы не дают покоя.

…В день театра за столом один совсем нетеатральный друг  выступил:

— Это правильно, а то в городе совсем нет театральных фестивалей!

Ему тут же ответили:

— Это не так, только сегодня в Харькове открылось 4 (четыре) театральных фестиваля.

Напомню: был день театра. И тогда мы решили объявить о своем фестивале.

Фестиваль «ЖИВИ!» позиционирует себя как форум негосударственных театров. При этом мы отдаем себе отчет, что само определение весьма неоднозначно. Некоторые употребляют термин «независимые» театры, даже Гильдия в прошлом году создана независимых. Но если официально руководитель работает в государственном учреждении, то такой коллектив уже ни под негосударственный, ни под независимый не подходит. Но это зачастую не мешает считать его «нашим». А бывает что театр гнездится в государственном помещении. А бывает что там  просто собрались в свободное от основной работы время артисты государственного театра и все вместе от своего основного театра они вообще не отличаются. А бывает наоборот: артисты те же, а эстетически они другие. А есть еще антрепризные, а есть просто собравшиеся только на один проект… И это хорошо, что их так много разных и необычных.

Другое дело, что государство (налогоплательщик) содержит только государственное. Но и тут не все одинаковое. Скажем, есть бюджеты разных уровней, а это далеко не одно и то же. А есть театры, для которых жалко даже тех копеек, что выделяются.  А есть такие, которым надо бы еще добавить, чтобы за границу не уехали…

В этом же ряду неоднозначности и неопределенности стоят детские театры. Они находятся то в системе образования, то в системе культуры; то при профсоюзных клубах то при  ЖЭКах; то на муниципальном бюджете, то на родительских взносах; то оформлены как инициатива частного предпринимателя, то даже никак юридически не существуют… Но они есть и мы тоже легко понимаем — кто наши. Достаточно увидеть своими глазами. Когда-то у нас даже статья такая программная была «О бедном театре замолвите слово», ее и сейчас можно найти среди ЗАМЕТОК в верхнем меню.

На этом фестивале мы попытаемся структурировать театры совсем необычным образом. Дело в том, что площадок будет много, за некоторые нужно будет заплатить аренду. Исходя из этого будем делить театры на те, которые будут продаваться, чтобы окупить затраты, и те, которые будут бесплатными. Это не авиньонский принцип «on» и  «of», а вынужденный в условиях недостаточного финансирования. Участники фестиваля, естественно, смотрят спектакли бесплатно.

Но прежде всего, наши — это театры, которые хотят учиться. У нас фестиваль лаборатория. Поэтому мы так настаиваем, чтобы коллективы приезжали на весь период, как и дизайнеры, и фотографы, и критики. Не секрет, что многие едут на фестивали для диплома/грамоты/какого-то места. Поэтому в отличие у нас все в первый день становятся лауреатами. Сможете вернуться и рассказать, что вы стали первыми, всех победили и пр. — отчитаться перед начальством. По этой же причине у нас нет жюри в привычном понимании этого понятия. Ну не конкурс мы, никак не конкурс! Поэтому у нас есть «режиссерская беседка» от слова «беседа» и есть экспертный совет. Если вам нужен взгляд со стороны, добрый и пристрастный совет — как сделать спектакль лучше — это к нам. Возможно, не все советы понравятся и придутся по душе, отберете нужное. Пригодится.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *