После праздника

Театру «Райдо» исполнилось 10 лет. 24 ноября в Киеве в зале академии инженеров водного транспорта праздновали. Это гнездо театра создал приехавший из Днепродзержинска Юрий Сушко.

Юра справа. А ниже — юбиляры.

А перед сценой — афиши, которые сделали харьковские дизайнеры. Правда, на сцену они все так и не поднялись, хотя приехали во главе с Михаилом Опалевым весьма представительной делегацией.

Праздник прошел. Осталось послевкусие. Вот:

Если Станиславский отводил жизни театра срок в 15 лет, то сейчас у театра кризис среднего возраста. Вот об этом и поговорим.

Прежде всего, надо отметить, что если на день рождения театра собираются представители трех(!) театральных фестивалей и друзья театра из пяти разных городов, значит, этот театр — явление в масштабах страны. И тогда можно говорить о нем через призму проблем всей страны. И наоборот, через призму проблем этого театра — обо всех остальных.

Если театры собрались не за призами, в борьбу за которые вступают все, кто ездит на фестивали, то зачем приехали? Засветиться? Попиариться? Нет, это не политики. Отдать должное, засвидетельствовать почтение? Так это на карьеру не влияет. Да и никакого пиара не было. Не было ни прессы, ни зрителей. Был классный междусобойчик. Тогда зачем съехались?

Возможно, от внутренней потребности приобщения к процессу. Сейчас попробую объяснить… Театр — та же церковь, только для атеистов. Если верующие без молитвы чувствуют себя как наркоман без дозы, то атеисты идут в театр для получения похожих чувств. Не цепляйтесь к словам, в театр ходят и верующие, а в церковь зачастую – жуткие безбожники. Я о том, что любовь к театру похожа на молитву. Один раз испытав катарсис человек будет стремиться к этому наркотику всю жизнь. И даже если этого не происходит при каждом посещении храма искусства, то атмосфера любительского театра вполне компенсирует недостаток эндорфина в организме.

А ведь, пожалуй, только в любительском театре это и возможно: почувствовать себя нужным, даже если ты не выходишь на сцену; оказаться сопричастным, даже не участвуя; и даже стать победителем, если проиграл. Атмосфера театра «Райдо» не позволяет старшему поколению оторваться насовсем. Уже не играя и не участвуя, они приходят на праздник – пуповина держит. Эта общая эйфория надолго заряжает и поддерживает в реальной жизни.

Но зрителя нет не только на праздник, а и на обычных спектаклях в любительском театре. На премьеру еще собираются, а вот будни проводят отдельно. Нет зрителя не у этого театра академии водного транспорта имени гетьмана Конашевича-Сагайдачного, а во всей стране. Как правило нет, потому, что есть исключения. Но они только подтверждают… Это и беда, и вина театра.

Театр перестал быть клубом, куда собираются приобщаться, а стремится к созданию зрелища, которое созерцают. В советское время был клуб, а в нем драмкружок. Он выполнял воспитательную функцию, профессия называлась «культпросветработник», а уже потом шла специализация. Люди приходили туда проводить свободное время, общаться. Сейчас клубов нет. Денег на их содержание государство не выделяет. Есть театрально-зрелищные предприятия, которые от государства получают в лучшем случае только оплату коммунальных услуг, но у них и цели с задачами другие. Клубы были чаще профсоюзные, но то была другая система налогообложения, сейчас это невозможно. Есть театры при учебных заведениях, и то только там, где остались актовые залы. В маленьких городках еще есть районные дома культуры, а в мегаполисах их нет. Ну, почти нет. И держится все на инициативе руководства заведения и руководителе театра. К счастью, у Сушко это совпадает.

Но естественная человеческая потребность в общении не удовлетворяется просто просмотром зрелища. Да и зрелище при отсутствии финансирования и невольного сравнения с телевизором и Интернетом проигрывает уже на старте. В залах нет достойного освещения, сцены не оборудованы, дизайнерским стилем является убогость. Кстати, и завтра деньги тоже не появятся.

Вот я и думаю, что кризис театр (не этот, а в стране!) преодолеет только тогда, когда сформирует своего зрителя, который приходит в театр не как на праздник, а приходит буднично — просто провести свободное время, пообщаться, вместе подумать и обсудить что-то, поспорить и вместе что-то почувствовать. А зрелище оставит профессиональному театру.

Появление документального театра как направления в любительском только подтверждает эту мысль.

С праздником!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *